Цейлонским
чаем называют чай, который выращивается на острове Шри-Ланка, ранее
называвшимся Цейлон.
Шри-Ланка
занимает
третье место в мире по производству чая, после Китая и Индии, и
является одним из крупнейших экспортёров на мировой рынок с долей 23 % от
мирового экспорта. Основная часть производимого на Шри-Ланке чая приходится на
чёрный и зелёный чай.
Белый
чай, улуны и прочие сорта почти не производятся. Промышленное выращивание чая
на Цейлоне было начато Джеймсом Тейлором (англ.) в 1867 году. На сегодняшний день
производство чая является одной из ключевых отраслей ланкийской экономики.
Экспорт чая оценивается в 15 % от всего экспорта страны.
Высокогорная плантация
Цейлонский
чай в основном представлен чаями однородного, среднего качества, выращенными на
небольших и средних высотах. Высокосортные чаи выращиваются в небольших
количествах на плантациях, расположенных на высокогорье в южной части острова.
В
период голландской колонизации на острове начали выращивать корицу. Позднее, в
британский период, на выращивание корицы была объявлена монополия Ост-Индской
компании. Однако, экономический спад 1830-х годов в Британии затронул и
коричные плантации, и от них было решено отказаться ввиду нерентабельности.
Основной
культурой, выращиваемой на острове, стал кофе. В результате большого спроса и
высокой цены на кофе на европейском рынке, уже к 1840 году производство кофе
достигло значительного расцвета.
В
1869 году кофейная промышленность всё ещё процветала, но вскоре после этого
грибковая инфекция (hemileia vastatrix) уничтожила все кофейные плантации
Цейлона.
Выращивание чая в
британский колониальный период
Одним
из первых плантаторов, начавших выращивать чай на острове, был плантатор Джеймс
Тейлор. Он организовал первые поставки чая в Лондон в 1891 году. Первая партия
была продана по цене 25 фунтов стерлингов и 10 шиллингов за фунт.
За
год до этого крупный британский предприниматель Томас Липтон заинтересовался
цейлонской чайной промышленностью и, отправившись туда в самом начале её
развития, скупил по низкой цене ряд плантаций для того, чтобы иметь возможность
поставлять чай в свои магазины напрямую, экономя на услугах посредников.
В
результате чай обходился ему дешевле, и он смог успешно конкурировать с
магазинами, продающими чай из других регионов. Липтон провел масштабную
рекламную кампанию своего чая и продавал его по цене 1 шиллинг и 7 пенсов за
фунт, в то время как средняя цена на чай в Англии составляла 3 шиллинга.
Это
позволило ему в короткие сроки занять большую нишу на рынке чая. За заслуги
перед британской короной королева Виктория наградила его рыцарским титулом.
Позднее Липтон распространил торговлю чаем и на Соединённые Штаты. Огромные
рекламные щиты долгое время возвышались над складами Липтона в нью-йоркском
порту.
Если
в 1875 году площадь чайных плантаций острова составляла 1 тыс. акров, то к 1895
году они занимали уже 300 тыс. акров и продолжали расширяться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий